Гиперактивность

Гиперактивность

Насколько активный Ваш малыш?

Гиперакти́вность, или синдром гиперактивности и дефицита внимания — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями. Гиперактивность является признаком слабой нервной системы, с быстрым переутомлением. Относится к легко протекающим синдромам, не требующих какого-либо медицинского вмешательства.

Признаки гиперактивности:

Обратите внимание на Вашего ребенка. Каков вон? Статичен, частично и иногда статичен, или он находится в постоянном движении? Может ли он устоять на месте, задержать и сфокусировать внимание?

Как правило, гиперактивные детки постоянно прыгают, бегают, а их ручки без конца что-то трогают (или обнимают кого-то), бросают, кидают и даже ломают. Они весьма любопытны, но их интерес – сиюминутный. От этого и возникает дополнение в виде дефицита внимания, а также нарушения восприятия. Ваше чадо может по 10 раз на день спросить у Вас: «А что?», «А как?», «А почему?», и даже выслушав его, не уловить сути. Ведь идея заключается в самой постановке вопроса, а не получении какого-либо знания или опыта.

Не смотря на постоянное движение, в котором пребывает ребенок, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюжесть, неловкость в движении; он постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки… Словом, как слон в посудной лавке. Тело таких малышей все время в царапинах, ссадинах, синяках и шишках. Выводов, от полученных травм, они не делают и вновь история повторяется.

При более сложных и запущенных формах характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, лабильность настроения (частые смени – от смеха в слезы, и обратно), упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Гиперактивному ребенку сложно понимать задание и усваивать какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка снижена. Ребенок не умеет расслабляться в течении дня, успокаивается лишь во время сна (зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной сон у него весьма беспокойный).

Причины гиперактивности:

Существует множество мнений, наиболее распространенные из них:

— генетическая предрасположенность (наследственный фактор): вспомните себя в детстве;
— биологические (родовые травмы, осложнения при беременности);
— социально-психологические (алкоголизм и асоциализация родителей, микроклимат в семье, особенности условия проживания, некорректность педагогического звена воспитания);

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома их постоянно сравнивают со старшими братьями и сестрами, сверстниками, соседскими детьми, у которых успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их недисциплинированность, навязчивость, беспокойность, эмоциональная неустойчивость, неаккуратность. Нужно всегда помнить, что гиперактивные дети не могут подходить к выполнению различных поручений с должной ответственностью, помогать своим родителям.

При этом метод «кнута и пряника» не дают должных результатов. Со временем сложившаяся ситуация лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. В освоении школьной программы сразу же могут появится трудности. В следствии чего развиваются неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а так же усиливаются нарушения в поведении ребенка. Часто именно в школе обнаруживается проблема.

Несмотря на вышеперечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, и им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Гиперактивным детям свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.

Гиперактивный ребенок с нарушением внимания не может довести выполнение задания до конца, он несобран, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, не приносящей сиюминутного удовольствия, часто переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезнет к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняется до взрослого возраста.

Что же делать?

Сначала следует установить причину гиперактивности ребенка, проконсультироваться со специалистами. В случае назначения лечебного массажа и соблюдения особого режима – нужно строго следовать предписаниям рекомендаций наших специалистов:

• Важно создать вокруг Вашего чада спокойную, благоприятную обстановку, так как малейшие разногласия в семье только заряжают ребенка негативными эмоциями. Общение с гиперактивным ребенком должно быть спокойным, мягким, так как то восприимчив к настроению своих родителей и близких людей;
• Необходимо соблюдать единую линию в поведении всех членов семьи и воспитании гиперактивного ребенка;
• Не следует допускать переутомления ребенка, превышать нагрузку и усиленно заниматься с ребенком, к примеру, отдавать его сразу на несколько кружков или секций, перескакивая через имеющиеся возрастные группы. Все это приведет к ухудшению в поведении Вашего ребенка;
• Чтобы не допускать перевозбуждения, невероятно важно соблюдать режим дня, в который должен входить дневной сон, ранний вечерний отход ко сну, смена подвижных игр со спокойными играми и т.п.;
• Чем меньше замечаний такому ребенку Вы будете делать, тем лучше, старайтесь переключать его внимание на что-то другое. Помните, гиперактивные дети особенно нуждаются в похвале, нужно делать это как можно чаще, даже по незначительному поводу. Но хвалить не следует слишком эмоционально, чтобы не вызвать у ребенка перевозбуждения;
• Старайтесь, чтобы просьбы к ребенку не несли в себе сразу несколько указаний;
• Беседуя с ребенком, смотрите ему прямо в глаза. Если Вы не смогли словить его взгляд, возьмите его за руки и спокойно повторите просьбу;
• В целях развития общей организации движений и моторики гиперактивных детей не мешает приобщать к занятиям танцами, теннисом, разнообразным боевым техникам, либо плаваньем;
• Приобщите ребенка к подвижным играм, научите понимать цель игры и планировать игру, подчиняться ее правилам;
• Воспитывая гиперактивных детей – не впадайте в крайности: с одной стороны, проявлять излишнюю мягкость, с другой – предъявлять повышенные требования, которые тот не в силах выполнить, а уж тем более, если все это будет приправлено наказаниями;
• Не жалейте сил и времени на то, чтобы сформировать у Вашего чада послушание, самоорганизацию, аккуратность, развить у него способность планировать работу и доводить начатое дело до конца, чувство ответственности за совершенные поступки;
• Чтобы во время выполнения домашних заданий улучшить концентрацию внимания, необходимо по возможности убрать все отвлекающие и раздражающие факторы, это должно быть тихое и спокойное место, чтобы тот смог сосредоточиться на работе. Каждые 15-20 минут позволяйте ему делать 5-минутный перерыв;
• Обсуждать с ребенком его поведение и в спокойной, доброжелательной форме высказывайте имеющиеся замечания;
• Невероятно важно повысить самооценку у ребенка, уверенность в его собственных силах;
• НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ТАКИЕ ДЕТИ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ДРУГИХ НУЖДАЮТСЯ В ТЕПЛОТЕ, ЗАБОТЕ, ВНИМАНИИ И ЛЮБВИ!!!

Психолог ДМЦ КиндерЛаб
Токарчук Анастасия Юрьевна

Leave a Comment

Name*

Email* (never published)

Website