Archive for Полезное

Грудное вскармливание, или «белое золото» для младенцев

Грудное вскармливание, или «белое золото» для младенцев

Что такое грудное вскармливание?

Пожалуй, большинство знает, что означает грудное вскармливание, ведь это понятие существует вместе с нами с самого детства, в наших семьях и семьях наших близких.
Итак, грудное, или естественное вскармливание — это вскармливание ребенка первого года жизни исключительно материнским молоком (конечно, не считая прикорм и корректирующие добавки). Однако, если ребенок получает не менее 4/5 потребности материнского молока, или получает донорское грудное молоко, такое вскармливание также называется естественным.

Главной задачей родителей и врачей для нормального развития ребенка в течение всей последующей жизни является создание всех условий для полноценного питания новорожденного с первых часов. Именно в грудном возрасте происходит наиболее интенсивное увеличение массы и длины тела ребенка, формирование внутренних органов и систем, развитие иммунологического статуса. Наиболее значимым компонентом полноценности этих процессов является поступление в организм всех необходимых ингредиентов и других элементов с пищевыми продуктами.

Грудное молоко — это лучший источник питания для новорожденных и детей первых лет жизни. Оно производится в груди женщины (молочных железах) для вскармливания своего ребенка. Согласно рекомендациям ВОЗ, до возраста 6 месяцев ребенку не нужно ничего, кроме грудного молока (никакой другой пищи, воды, чая, соков и т.д.). Материнское молоко полностью обеспечивает потребности ребенка первого полугодия жизни в жидкости и питательных веществах. Со второго полугодия ребенка начинают знакомить с прикормами, но грудное вскармливание не прерывают и прикладывают ребенка к груди так часто, как он попросит. При этом, рекомендуется продолжать грудное вскармливание до двух лет и более.

Почему именно грудное вскармливание?

Пользу естественного вскармливания трудно переоценить, не только для ребенка, но и для матери, которая кормит грудью. Грудное молоко является идеальным продуктом питания для новорожденного ребенка. До сих пор не изобретено достойного его заменителя. Самой природой задано лучший состав молока, ведь оно содержит наиболее важные для ребенка вещества в самых точных пропорциях. А само грудное вскармливание оказывает благотворное влияние на физиологическое, эмоциональное и психическое развитие детей, формирование их поведения, устойчивость к действию неблагоприятных внешних факторов.

В состав материнского молока входят:
1) белки, идеально подходят ребенку по соотношению, включая сывороточные альбумины и глобулины, а также аминокислота таурин;
2) жиры, хорошо усваиваемые ребенком (с высокой степенью дисперсности, то есть, измельчения и ферментом липазы, который помогает в расщеплении жиров)
3) углеводы, особенно β-лактоза (способствует развитию нормальной микрофлоры кишечника)
4) витамины, как жиро-, так и водорастворимые;
5) микроэлементы, оптимальные по составу: железо, кальций, фосфор, медь, цинк;
6) активные ферменты, гормоны и гормоноподобные вещества;
7) факторы защиты от инфекций (антитела, лизоцим, лейкоциты, макрофаги).

Кроме этого, имея в своем составе около 90% воды, грудное молоко полностью покрывает потребность ребенка в жидкости, даже в жаркое время. Также оно всегда теплое — оптимальное для приема малыша.

Учитывая все вышесказанное, можно определить следующие преимущества грудного вскармливания для ребенка:
1) легко усваивается и полноценно используется организмом ребенка;
2) защищает малыша от различных инфекций, аллергий, способствует формированию собственной системы иммунитета;
3) обеспечивает рост и развитие младенца;
4) способствует интеллектуальному и познавательному развитию;
5) обеспечивает эмоциональный контакт с матерью.

Так, дети на грудном вскармливании реже болеют инфекционными и аллергическими болезнями, имеют меньший риск развития диареи, синдрома внезапной смерти и в старшем возрасте бронхиальной астмы, ожирения, имеют лучшие показатели умственного развития. Также немало важным является то, что грудное молоко — гораздо выгоднее в финансовом плане, и значительно помогает сэкономить семейный бюджет.

Кроме этого, есть очевидные преимущества грудного вскармливания для здоровья матери, а именно:
1) способствует быстрому сокращению матки после родов, а значит уменьшает вероятность маточного кровотечения и последующей анемии у матери;
2) является профилактикой мастопатий, предупреждает опухоли молочных желез, матки, яичников;
3) является своеобразным естественным фактором предупреждения последующей беременности через короткий срок.

Основные правила грудного вскармливания.

Залог успешного и длительного грудного вскармливания заключается не только в составе молока матери, но и в соблюдении основных правил, или принципов естественного кормления. Основные из них:
1. Прикладывать ребенка к груди матери в течение первого часа жизни при отсутствии противопоказаний, круглосуточное совместное пребывание матери с ребенком.
Это — основное препятствие уменьшенной выработке молока у матери. Если по каким-то причинам сразу после родов грудное вскармливание противопоказано, через 2 часа необходимо сделать первое сцеживания молока, и продолжать его регулярно в прикладывание новорожденного к груди.
2. Соблюдение гигиены молочных желез.
Мытье груди перед каждым кормлением не нужно, так как это может привести к пересушиванию сосков и образованию трещин. Вполне достаточно ежедневно принимать душ. После кормления нужно просушить молочную железу сухой салфеткой.
3. Правильное прикладывание ребенка к груди матери.
Чтобы кормление было приятным и легким нужно занимать удобное положение, мама должна быть расслабленной и хорошо видеть лицо ребенка. Ребенок тоже должен видеть лицо матери, особенно глаза. Малыш должен захватить ртом не только сосок, но и большую часть ареолы, плотно прикоснувшись к груди подбородком. Рот при этом должно быть хорошо открытым, а нижняя губа отвлечена наружу.
4. Грудное вскармливание по требованию ребенка, в том числе ночью.
Это правило особенно важно в первые месяцы жизни ребенка. Со временем, в 2-3 месяца, кормление ребенка в подавляющем большинстве становится по определенному графику, к которому привыкает сам ребенок, также уменьшается количество ночных кормлений, но принцип кормления по требованию ребенка должен сохраняться.
5. Исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев, не давать ребенку до 6 месяцев никаких других продуктов и жидкости, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
В составе грудного молока есть все необходимые вещества и достаточное количество жидкости для обеспечения нормального питания ребенка в течение первого полугодия. Более того, добавление воды увеличивает риск кишечных инфекций у ребенка и уменьшает количество полученного молока.
6. Обязательное введение адекватного прикорма с 6 месяцев.
С этого возраста грудное молоко не может полностью обеспечит потребность малыша в необходимом количестве питательных веществ, витаминов и микроэлементов, поэтому введение прикорма в 6 месяцев является необходимым условием полноценного питания.
7. Не использовать соски, пустышки.
Несоблюдение этого правила может способствовать снижению аппетита ребенка, неправильному формированию прикуса, а также может быть причиной нарушения формирования привычки ребенка дышать через нос.
8. При необходимости, для определения получения молока ребенком, проводить контрольные взвешивания, то есть, взвешивания младенца до и сразу после грудного кормления.
9. Продолжение грудного вскармливания до 1 года, а при возможности и дольше.

Также, для предотвращения уменьшенной выработки молока у матери, рекомендуется в течение 1-2 месяцев жизни ребенка проводит сцеживания из груди молоко, которое осталось после кормления. Одновременно это дает возможность предотвратить застой молока в груди (лактостаза).

При вскармливания ребенка сцеженным грудным молоком, а также для оценки грудного кормления во время контрольных взвешиваний, важным является соблюдение правильного объема питания. Существует несколько методов определения объема пищи для ребенка, но наиболее практичным считается определение суточной потребности в соответствии с массой тела ребенка в определенные возрастные периоды, а именно:
1) до 10 дней жизни суточный объем составляет 70-80мл., Умноженных на день жизни;
2) от 10 дней до 2 месяцев — 1/5 массы тела;
3) 2 — 4 месяца — 1/6 массы тела
4) 4 — 6 месяцев — 1/7 массы тела
5) более 6 месяцев — 1/8 — 1/9 массы тела.

При этом, независимо от массы тела ребенка и возраста, объем кормления до 1 года не должен превышать 1л. в сутки.

Питание кормящей грудью.

Состав женского молока в период грудного кормления меняется в зависимости от периода лактации, питание матери, времени и даже от начала до конца каждого кормления. От этого напрямую зависит польза грудного молока для малыша. Если содержание белка в грудном молоке практически не зависит от питания, то содержание жира, витаминов и минеральных веществ действительно может колебаться в зависимости от материнского рациона. Именно поэтому питание мамы должно быть полноценным и здоровым. Есть продукты, которые не только безопасны, но даже рекомендованы для включения в рацион в период кормления грудью. Они помогают восполнить потребность организма женщины в витаминах и микроэлементах.

Процесс лактации достаточно энергозатратный, повышается потребность во всех пищевых веществах, особенно в витаминах и минералах, поэтому калорийность диеты мамы, особенно в первом полугодии, должна быть на 500-600 калорий больше, чем в период беременности.

Кормящей маме, целесообразно питаться 5-6 раз в день, примерно за 30 минут до кормления ребенка. Рацион должен включать все основные группы продуктов: мясо и рыбу, молоко и молочные продукты, яйца, хлеб, крупы, макаронные изделия, растительное и сливочное масло, овощи, фрукты, ягоды, плодоовощные соки, сахар и кондитерские изделия. Однако все должно быть в меру, и рацион кормящей должен обеспечивать абсолютную безопасность молока и отсутствие в нем целого ряда веществ, способных оказывать неблагоприятное влияние на организм младенца. Необходимо понимать, что все продукты с молоком попадают в организм ребенка. Одни усиливают метеоризм и колики у малыша, другие могут вызвать аллергию. Поэтому следует сразу исключить из рациона шоколад, мед, цитрусовые, копченые, вяленые продукты, очень пряные и острые блюда, консервы, соленья, маринады, колбасные изделия. Нежелательно употребление пищи, вызывает брожение в кишечнике и, тем самым, нарушение функции желудочно-кишечного тракта: винограда, больших количеств сахара и кондитерских изделий, сладких творожных паст и сырков, сладких безалкогольных напитков, сладких каш и других продуктов, содержащих большое количество сахара. Некоторые продукты, такие как капуста, чеснок, спаржа, лук, могут изменить вкус молока, и ребенок может отказаться от груди.

Теперь несколько слов о том, что же все-таки можно есть. Как источник белка в рационе обязательно должно быть мясо: говядина, курица, нежирная свинина, а также рыба. Молочные продукты обеспечат организм кальцием. Фрукты и овощи обязательно должны входить в рацион кормящей матери. Рекомендуется начинать с яблок, затем можно вводить другие виды фруктов, желательно с минимальным содержанием кислоты. Овощи лучше употреблять зеленые, а «цветные» использовать в супах или овощных рагу. Многие мамы акцентируют внимание на том, что хочется сладкого. Из сладостей лучше употреблять пастилу, мармелад, сухофрукты, варенье.

Особенно важен питьевой режим кормящей. Надо выпивать дополнительно к обычному объему не менее 1л. жидкости (в виде чая, молока, соков и др.) Таким образом, пить нужно не менее 1,5-2 литров в день. Следует отметить, что нельзя сразу после родов вводить в рацион большое количество жидкости. Так, до начала лактации, в период выработки молозива, количество употребляемой жидкости (включая первые блюда, фрукты и овощи) должно ограничиваться 1л. Иначе с началом лактации, которое приходится в среднем на 2-4-е сутки после родов, количество молока может быть избыточным, что затруднит его отделение, в результате может развиться лактостаз.

Для повышения лактации можно употреблять специализированные продукты. Они рекомендованы к включению в рацион в период кормления грудью и помогают восполнить потребность в важнейших витаминах и микроэлементах: железо, фолиевая кислота, йод, витамины С, В1, В2, В6, В12, биотин, цинк. Несомненным преимуществом специальных обогащенных продуктов является то, что женщина, не меняя традиционных привычек в питании, получает витамины и кальций в легкоусваиваемой форме. Для повышения выработки молока рекомендуются также чаи с экстрактами лекарственных растений, которые являются натуральными стимуляторами лактации анис, крапива, фенхель, тмин, мелисса.

Очень важным для кормящей вопрос регулярной работы кишечника. Стул у матери должны быть ежедневно или не реже одного раза в 48 часов. Для профилактики запоров необходимо включать в питание достаточно овощей и фруктов, кисломолочные продукты (натуральный йогурт без добавок сахара и фруктов), овсяную и гречневую каши, а также не забывать о соках, компотах и ягодах.

«Кризисы» грудного вскармливания.

В период кормления грудью возможные периоды, когда грудного молока для ребенка не хватит. Такие состояния могут возникать как из-за определенных возрастных потребностей развития ребенка, так и из-за особенностей матери.

Возрастные периоды, когда ребенок может потребовать больше грудного молока:
— 3 недели;
— 6 недель;
— 3 месяца.

Это обусловлено интенсивным ростом ребенка в эти возрастные периоды, что требует более частое прикладывание к груди.

Со стороны же матери уменьшение количества грудного молока может быть связано с развитием так называемых лактационных кризов. Это временное уменьшение количества молока без видимых причин, которое продолжается в среднем 3-4 дня и имеет обратный характер. Такие состояния возникают примерно у 2/3 матерей, чаще всего на 2-м месяце жизни ребенка. Это явление физиологическое, причиной которого являются гормональные изменения женщины после родов, или ее значительной усталостью. В большинстве случаев через некоторое время кормления грудью полностью восстанавливается (этот процесс называется релактацией).

Если оказывается, что ребенок получает недостаточное количество молока, важно выявить возможную причину этого и выполнялись следующие рекомендации:
1) увеличить частоту кормлений — если кормление грудью менее 8-10 раз в сутки, прикладывать ребенка к обеим грудям за одно кормление;
2) соблюдать принципы вскармливания по требованию ребенка, кормить ночью;
3) правильно прикладывать ребенка к груди;
4) если ребенок получает другие продукты питания или напитки, необходимо кормить грудью, уменьшить порции других продуктов питания или напитков и в дальнейшем отказаться от них;
5) необходимо полноценно питаться, особенно важные психоэмоциональная поддержка и отдых;
6) отказаться от сосок, пустышек.

Необходимо помнить, что такие состояния обратные, они не должны быть причиной введения в рацион ребенка молочных смесей, и ни в коем случае — отказ от грудного вскармливания. Лактацию возможно восстановить, даже если молоко у матери полностью исчезло. Более того, женщина, которая никогда не беременела и не рожала, может инициировать лактацию для ребенка (это называется индуцированной лактация). Во всяком случае, даже если ребенок получает прикорм заменителями грудного молока (на смешанном вскармливании), небольшое количество материнского молока — это гораздо лучше, чем его полное отсутствие.

Противопоказания к грудному вскармливанию.

Прежде всего следует отметить, что в каждом конкретном случае определение противопоказаний к кормлению грудным молоком должны быть четкие указания врачей, и только! Никакие собственные мысли, аналогии или советы близких / друзей / знающих не могут иметь место.

Перечень противопоказаний является исчерпывающим, а именно:
1. Со стороны матери:
1) тяжелые, декомпенсированные состояния — сердечно-сосудистая, почечная недостаточность, тяжелые эндокринные, злокачественные болезни, туберкулез, сифилис, столбняк, СПИД — естественное вскармливание вполне запрещено;
2) прием некоторых лекарственных средств (цитостатики, радиоактивные)
3) некоторые острые воспалительные заболевания вирусной и бактериальной природы, а именно дизентерия, брюшной тиф, корь;
4) заболевания кожи в области молочных желез
5) психические заболевания.

При этом, состояния, указанные в пунктах 2-5, чаще всего являются временными противопоказаниями, и после исключения фактора грудное вскармливание может быть восстановлено. Также при наличии противопоказаний со стороны матери рекомендуется перевод ребенка на вскармливание донорским грудным молоком, то есть, может быть сохранено естественное кормление.

2. Со стороны ребенка:
1) некоторые врожденные заболевания малыша, а именно фенилкетонурия, галактоземия, «болезнь кленового сиропа» — грудное вскармливание вполне противопоказано;
2) некоторые состояния новорожденных, при которых противопоказано сосание груди (родовая травма, нарушение мозгового кровообращения, глубокая недоношенность) — при таких состояниях не противопоказано кормление сцеженным грудным молоком
3) при гемолитической болезни новорожденных — можно кормить донорским грудным молоком.

В случае заболевания матери на острые респираторные болезни кормления грудью необходимо продолжать. Более того, при частом кормлении грудью ребенок получает большее количество жидкости и всех защитных факторов, содержащихся в молоке способствует повышению сопротивляемости организма (особенно от той инфекции, которой болеет мама) и более быстрому выздоровлению ребенка при заболевании.

В завершение.

Уважаемые мамы! Пользуйтесь возможностью, предоставленной вам самой природой, подарить часть своей любви, материнской ласки и заботы своим детям. Не бойтесь отдавать частичку вашего тепла своим детям, и по-настоящему пережить чувство материнства. Позвольте вашим малышам сформировать приверженность к вам как к своим родным и таким близким. Подарите частичку себя через грудное молоко, и это будет ценный вклад в будущее ваших младенцев!

 

Posted in: Полезное

Leave a Comment (0) →

Гиперактивность

Гиперактивность

Насколько активный Ваш малыш?

Гиперакти́вность, или синдром гиперактивности и дефицита внимания — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями. Гиперактивность является признаком слабой нервной системы, с быстрым переутомлением. Относится к легко протекающим синдромам, не требующих какого-либо медицинского вмешательства.

Признаки гиперактивности:

Обратите внимание на Вашего ребенка. Каков вон? Статичен, частично и иногда статичен, или он находится в постоянном движении? Может ли он устоять на месте, задержать и сфокусировать внимание?

Как правило, гиперактивные детки постоянно прыгают, бегают, а их ручки без конца что-то трогают (или обнимают кого-то), бросают, кидают и даже ломают. Они весьма любопытны, но их интерес – сиюминутный. От этого и возникает дополнение в виде дефицита внимания, а также нарушения восприятия. Ваше чадо может по 10 раз на день спросить у Вас: «А что?», «А как?», «А почему?», и даже выслушав его, не уловить сути. Ведь идея заключается в самой постановке вопроса, а не получении какого-либо знания или опыта.

Не смотря на постоянное движение, в котором пребывает ребенок, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюжесть, неловкость в движении; он постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки… Словом, как слон в посудной лавке. Тело таких малышей все время в царапинах, ссадинах, синяках и шишках. Выводов, от полученных травм, они не делают и вновь история повторяется.

При более сложных и запущенных формах характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, лабильность настроения (частые смени – от смеха в слезы, и обратно), упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

Гиперактивному ребенку сложно понимать задание и усваивать какие-либо новые навыки. Довольно часто самооценка снижена. Ребенок не умеет расслабляться в течении дня, успокаивается лишь во время сна (зачастую днем такой ребенок не спит даже в младенческом возрасте, ночной сон у него весьма беспокойный).

Причины гиперактивности:

Существует множество мнений, наиболее распространенные из них:

— генетическая предрасположенность (наследственный фактор): вспомните себя в детстве;
— биологические (родовые травмы, осложнения при беременности);
— социально-психологические (алкоголизм и асоциализация родителей, микроклимат в семье, особенности условия проживания, некорректность педагогического звена воспитания);

Гиперактивность ребенка проявляется еще в дошкольном возрасте. Дома их постоянно сравнивают со старшими братьями и сестрами, сверстниками, соседскими детьми, у которых успеваемость и образцовое поведение, от чего те очень страдают.

Родителей зачастую раздражает их недисциплинированность, навязчивость, беспокойность, эмоциональная неустойчивость, неаккуратность. Нужно всегда помнить, что гиперактивные дети не могут подходить к выполнению различных поручений с должной ответственностью, помогать своим родителям.

При этом метод «кнута и пряника» не дают должных результатов. Со временем сложившаяся ситуация лишь ухудшается, особенно когда ребенок идет в школу. В освоении школьной программы сразу же могут появится трудности. В следствии чего развиваются неуверенность в себе, разногласия во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, а так же усиливаются нарушения в поведении ребенка. Часто именно в школе обнаруживается проблема.

Несмотря на вышеперечисленное, гиперактивные дети интеллектуально развиты, о чем говорят результаты многочисленных тестирований, и им необычайно сложно сосредоточиться, организовать собственную работу.

Гиперактивным детям свойственна импульсивность, ребенок постоянно что-то делает, не подумав, отвечает на задаваемые вопросы невпопад, перебивает окружающих. Во время игр со сверстниками не следует правилам, из-за чего с участниками возникают конфликтные ситуации.

Гиперактивный ребенок с нарушением внимания не может довести выполнение задания до конца, он несобран, не может сосредоточиться на неоднократно повторяющейся деятельности, не приносящей сиюминутного удовольствия, часто переключается с одного занятия на другое.

Гиперактивность значительно уменьшается или вовсе исчезнет к подростковому возрасту, но импульсивность и нарушения функции внимания, как правило, сохраняется до взрослого возраста.

Что же делать?

Сначала следует установить причину гиперактивности ребенка, проконсультироваться со специалистами. В случае назначения лечебного массажа и соблюдения особого режима – нужно строго следовать предписаниям рекомендаций наших специалистов:

• Важно создать вокруг Вашего чада спокойную, благоприятную обстановку, так как малейшие разногласия в семье только заряжают ребенка негативными эмоциями. Общение с гиперактивным ребенком должно быть спокойным, мягким, так как то восприимчив к настроению своих родителей и близких людей;
• Необходимо соблюдать единую линию в поведении всех членов семьи и воспитании гиперактивного ребенка;
• Не следует допускать переутомления ребенка, превышать нагрузку и усиленно заниматься с ребенком, к примеру, отдавать его сразу на несколько кружков или секций, перескакивая через имеющиеся возрастные группы. Все это приведет к ухудшению в поведении Вашего ребенка;
• Чтобы не допускать перевозбуждения, невероятно важно соблюдать режим дня, в который должен входить дневной сон, ранний вечерний отход ко сну, смена подвижных игр со спокойными играми и т.п.;
• Чем меньше замечаний такому ребенку Вы будете делать, тем лучше, старайтесь переключать его внимание на что-то другое. Помните, гиперактивные дети особенно нуждаются в похвале, нужно делать это как можно чаще, даже по незначительному поводу. Но хвалить не следует слишком эмоционально, чтобы не вызвать у ребенка перевозбуждения;
• Старайтесь, чтобы просьбы к ребенку не несли в себе сразу несколько указаний;
• Беседуя с ребенком, смотрите ему прямо в глаза. Если Вы не смогли словить его взгляд, возьмите его за руки и спокойно повторите просьбу;
• В целях развития общей организации движений и моторики гиперактивных детей не мешает приобщать к занятиям танцами, теннисом, разнообразным боевым техникам, либо плаваньем;
• Приобщите ребенка к подвижным играм, научите понимать цель игры и планировать игру, подчиняться ее правилам;
• Воспитывая гиперактивных детей – не впадайте в крайности: с одной стороны, проявлять излишнюю мягкость, с другой – предъявлять повышенные требования, которые тот не в силах выполнить, а уж тем более, если все это будет приправлено наказаниями;
• Не жалейте сил и времени на то, чтобы сформировать у Вашего чада послушание, самоорганизацию, аккуратность, развить у него способность планировать работу и доводить начатое дело до конца, чувство ответственности за совершенные поступки;
• Чтобы во время выполнения домашних заданий улучшить концентрацию внимания, необходимо по возможности убрать все отвлекающие и раздражающие факторы, это должно быть тихое и спокойное место, чтобы тот смог сосредоточиться на работе. Каждые 15-20 минут позволяйте ему делать 5-минутный перерыв;
• Обсуждать с ребенком его поведение и в спокойной, доброжелательной форме высказывайте имеющиеся замечания;
• Невероятно важно повысить самооценку у ребенка, уверенность в его собственных силах;
• НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ТАКИЕ ДЕТИ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ДРУГИХ НУЖДАЮТСЯ В ТЕПЛОТЕ, ЗАБОТЕ, ВНИМАНИИ И ЛЮБВИ!!!

Posted in: Полезное

Leave a Comment (0) →

Введение прикорма: первые шаги взрослого питания

Введение прикорма: первые шаги взрослого питания

Часть 2.

Продукты прикорма.

Первым продуктом прикорма, предлагается ребенку в возрасте 6 месяцев, могут быть чаще или молочная каша, или овощное пюре. Вскоре после введения этих продуктов вводится мясо. Не должны быть первыми соки или фрукты — для малышей они не несут значительной пищевой ценности, являются низкокалорийными и часто вызывают расстройства кишечника, аллергические реакции. Между основными кормлениями ребенку после 6-7 месяцев можно давать соки и фрукты в качестве десерта, но не основного питания. Важно, чтобы ребенок после 6 месяцев начал получать продукты с повышенным содержанием железа для профилактики железодефицитной анемии (мясо, яичный желток, затем печень, рыба).

Так как каши достаточно сытные, начать с них рекомендуется, когда ребенок недостаточно набирает в весе, а также если у ребенка наблюдается неустойчивый стул. С другой стороны, из-за высокого содержания клетчатки, овощные пюре рекомендуются для начала детям, склонным к запорам. Во всяком случае, оба продукта очень необходимы, и вводятся ребенку друг за другом.

Каши.
Начинать надо с каши, содержащей одну крупу, целесообразно с повышенным содержанием железа и без глютена (например, рисовой или гречневой каши). Потом вводить каши из других круп (кукурузную, овсяную). Смешанные каши с несколькими крупами надо вводить только после того, как ребенок уже получал каши с каждой крупой отдельно. Разводить кашу можно грудным молоком, молочной смесью или коровьим или козьим молоком. Не надо давать ребенку каши для взрослых. Также каши можно смешивать с овощами или фруктами, но только после того, как ребенок попробовал каждый из этих продуктов в отдельности.

Овощи.
Овощи целесообразно вводить перед фруктами, поскольку некоторым детям может не понравиться вкус овощей, если они привыкли к сладкому вкусу фруктов. Однако это необязательно касается всех детей. Начинать надо с одного вида овощей, и только после того, как ребенок получил каждый из них отдельно, можно их смешивать. Давать надо неострые на вкус овощи (кабачки, тыква, картофель, капуста, патиссоны). Овощное пюре, как низкобелковое блюдо прикорма, дают самостоятельно не более чем 2 недели, потом необходимо обогащать это блюдо путем добавления мяса. Можно давать ребенку тертые свежие овощи и фрукты, которые перед этим нужно хорошо помыть и почистить. Со временем можно будет давать ребенку овощи и фрукты кусочками.

Мясо.

 

Важно, чтобы с 6 месяцев ребенок получил прикорм с повышеным содержанием железа, которое содержится в мясе. Рекомендуемые ребенку возрастом 6-9 месяцев «нежирные» сорта мяса: телятина, индюшатина, крольчатина, курятина. Начинать надо с мелко перекрученного или размятого мяса, постепенно переходя к кусочкам. Мясо должно быть не сухим, а хранить естественную влажность, чтобы ребенок мог его легко проглотить. С 8-10 месяцев нужно давать ребенку рыбу, которая является источником железа. Не следует давать ребенку копченые мясные продукты, колбасу, сосиски, так как они содержат большое количество жиров и соли.

Соки и другие напитки.
Ребенку достаточно жидкости, получаемой с грудным молоком. Как только ребенок начинает есть более или менее значимый объем прикорма (50г. и более), необходимо предлагать ему обычную питьевую воду. Нельзя давать дистиллированную, газированную и минеральную воду.

Сок целесообразно давать ребенку тогда, когда она уже получает другие продукты прикорма, в небольшом количестве (80-100мл. в возрасте до 1 года), убедившись, что ребенок выпивает достаточно грудного молока (молочной смеси в случае искусственного вскармливания). Соки не надо разводить водой и добавлять сахар.

Не рекомендуется употребление любых видов чая (черного, зеленого, травяного) и кофе до двух лет. Эти напитки препятствуют всасыванию железа. После двухлетнего возраста следует избегать употребления чая во время еды.

Начиная с 6 месяцев необходимо помогать ребенку учиться пить из чашки.

Молоко и молочные продукты.
Неадаптированные жидкие молочные продукты (молоко животных, кефир и т.п.) не должны использоваться ранее 1 года жизни. В наше время существуют адаптированные для малышей альтернативы данным продуктам.

Не рекомендуется давать ребенку цельное неразведенное коровье молоко из-за риска развития железодефицитной анемии, и исключительно козье молоко — риск возникновения фолиеводефицитной анемии. Нет предпочтений козьего молока перед коровьим. Разведенное животное молоко можно использовать для приготовления блюд прикорма.

Нет никаких преимуществ перед кефиром таких неадаптированных кисломолочных продуктов, как биолакт, йогурт и т.п. для ребенка первого года жизни.

Рекомендовано давать ребенку мягкий сыр (с 7 месяцев).

Другие общие правила продуктов прикорма.

1. После введения 3-х основных продуктов прикорма (каши, овощи, мясо) необходимо формировать режим питания, обычный для семьи — завтрак, обед и ужин. Детям также необходимо второй ужин.
2. С 9-10 месяцев начинайте приучать ребенка есть самостоятельно — 2 ложки, собственная тарелка и т.п. (одной кормите вы, другой ест ребенок).
3. Если малыш заболел, то возможно временно перевести его на исключительно грудное молоко или адаптированную смесь. Возвращать прикорм в этом случае следует как можно раньше после острого периода — это необходимо для скорейшего восстановления ребенка. Если же причин для перевода на исключительно грудное вскармливание нет, то даются только те продукты прикорма, которые ребенок получал до заболевания, а новые можно вводить только после выздоровления.
4. Яичный желток дается с 7 месяцев. Яичный белок является аллергенным продуктом и до исполнения ребенку 1 года его давать следует.
5. Детям первого года жизни не стоит добавлять в прикорм соль и сахар.
6. Детям до 3 лет не надо давать бульоны.
7. Правила введения прикорма детям на искусственном вскармливании НЕ отличаются от правил на естественном  вскармливании.

Ориентировочная схема введения продуктов и блюд прикорма.

Продукти и блюда прикорма

Срок введения, месяцы

Объем зависимо от возраста ребенка

6 мес.

7 мес.

8 мес.

9 мес.

10–12 мес.

Молочно-крупяная каша, г

6–7

50–100

100–150

150

180

200

Молочно-злаковая каша, г

7–8

Овочеве пюре, г

6

50–100

150

170

180

200

Фруктовое пюре, мл

6

40–50

50–70

50–70

80

90–100

Мясо, г

6,5–7,0

5–30

30

50

50

50–60

Рыба, г

8–10

10–20

30–50

50–60

Сок (фруктовый, ягодний, овощной), мл

6

30–50

50–70

50–70

80

100

Яичный желток, шт.

7,0–7,5

1/8–1/4

1/4–1/2

1/2

1/2–1

Кисломолочные продукты, мл

8–9

50–100

100–150

150–200

Сыр, г

6,5–7,5

5–25

10–30

30

30

50

Растительное масло, ч.л.

6

1/2

1/2

1

1

1

Сливочное масло, ч.л.

6–7

1/2

1/2

1

1

1

Хлеб пшеничный, г

8–9

5

5

10

Основные правила безопасности во время кормления.

1. Обязательно вымыть руки матери и ребенка перед едой.
2. Использовать чистую воду, чистую посуду для приготовления и подачи еды ребенку.
3. Надо всегда быть с ребенком, когда он ест, никогда не оставлять его одного.
4. Не давать ребенку твердых продуктов питания в виде маленьких круглых предметов (виноград, орехи, конфеты-леденцы и т.д.).
5. Избегать острых предметов.
6. Не заставлять ребенка есть.
7. Еда должна быть остуженной до температуры тела (36-37 ° C).

В завершение.

Введение прикорма — это период закладывания основ здорового питания ребенка. Поэтому очень важным является правильное его проведение, чтобы вскармливание малыша было полезным, безопасным и веселым. Приятного аппетита прикорма!

Posted in: Полезное

Leave a Comment (0) →

Введение прикорма: первые шаги взрослого питания

Введение прикорма: первые шаги взрослого питания

Часть 1.

Понятие прикорма.

С шестимесячного возраста грудное молоко не может полностью обеспечить потребность малыша в необходимом количестве питательных веществ, витаминов и микроэлементов, именно поэтому введение прикорма является необходимым условием полноценного питания.

Прикорм — это отличные от грудного молока (или молочной смеси), преимущественно более плотные пищевые продукты домашнего или промышленного приготовления, которые дополняют вскармливание молоком или молочной смесью здорового ребенка, старше шести месяцев, и способствуют дальнейшему переходу ребенка на общее питание. Следует обратить внимание на то, что хоть прикорм значительно дополняет рацион ребенка, основой питания остается грудное вскармливание или молочная смесь.

Необходимость введения прикорма обусловлена следующими факторами:
1) до возраста шести месяцев количество основных нутриентов в составе грудного молока становится недостаточной для нормального развития ребенка;
2) в этом возрасте значительно возрастает потребность в минеральных веществах и витаминах;
3) для правильного функционирования желудочно-кишечного тракта нужна клетчатка, которой нет в грудном молоке;
4) жевания во время прикорма — один из факторов правильного развития аппарата речи;
5) благодаря прикорма ребенок постепенно отвыкает от грудного кормления.

Кроме этого, одним из немаловажных факторов также становится уменьшение необходимого количества молока у матери для ребенка этого возраста.

В прикорме выделяется понятие пищевой добавки- это также продукты, отличные от грудного молока или молочной смеси, добавляются к питанию ребенка для дополнения рациона микроэлементами и витаминами, но их объем не учитывается в объем суточного питания. Чаще всего пищевые добавки даются после основного или в перерыве между кормлениями. К этим продуктам относятся сок, фруктовое пюре, яичный желток, сыр, масло и подобные.

Когда следует вводить прикорм?

Перед введением прикорма нужно убедиться в готовности ребенка к данному этапу. Кроме достижения ребенком определенного возраста, есть еще ряд признаков, которые определяют возможность начала дачи прикорма, а именно:
— держит голову;
— сидит практически без поддержки (в стульчике для кормления)
— открывает рот, когда поднимает ложку с едой;
— отворачивается от ложки с едой, когда не голоден;
— закрывает рот с ложкой во рту, держит еду во рту, а потом глотает, а не выталкивает и НЕ выплевывает.

Исследованиями последних лет установлено, что более раннее введение прикорма приводит к развитию таких негативных явлений как преждевременное уменьшение количества грудного молока у матери, развитие железодефицитной анемии, чаще заболевания кишечника, пищевая аллергия, в дальнейшем более частое возникновение гипертонической болезни, ожирения, атеросклероза.

Правила введения прикорма.

1. Введение прикорма должно быть в каждом отдельном случае процессом введения рекомендованных в соответствии с возраста ребенка продуктов питания с постепенным изменением в динамике их консистенции, вкуса, запаха и внешнего вида, при одновременном продолжении грудного вскармливания.
2. Ребенок должен быть здоровым и готовым к введению прикорма.
3. Прикорм нужно давать, когда ребенок активен и голоден, лучше во время завтрака или обеда вместе с другими членами семьи, во время кормления обстановка должна быть спокойной. Таким образом у ребенка формируются традиции совместного завтрака, обеда и ужина, а также, принимая в качестве примера взрослых, ребенок лучше ест свою еду.
4. Прикорм дается как до, так и после кормления грудью (в случае искусственного вскармливания — молочной смеси), это зависит от конкретного ребенка. Но, все же, лучше до кормления, так как после грудного молока ребенок может не захотеть есть другой продукт.
5. Во время кормления ребенок должен находиться в вертикальном положении, в удобной позе на руках или на коленях у матери или в специальном детском стульчике.
6. Прикорм необходимо давать с ложки. Каждый новый продукт прикорма вводится отдельно, начиная с минимального количества пищи (кончика чайной ложки или крупинки). Необходимо внимательно следить за переносимостью нового продукта, и, если признаков непереносимости нет, постепенно увеличивать объем за 5-7 дней до полной порции (100-200 г за одно кормление) .В период введения прикорма НЕ следует добавлять в продукты прикорма соль, специи.
7. Прикорм нужно давать ребенку, начиная с небольшого  количества еды. Ложку держать так, чтобы ребенок ее видела. Потом коснуться ложкой к губам ребенка, чтобы часть продукта осталась у него на губах. И только когда ребенок откроет рот, положить ложку с едой на середину языка, тогда ребенок легко ее проглотит. Ребенок сам покажет, что наелся, отвернув голову, отталкивая ложку, либо не открывая рот. Некоторые дети, чаще на грудном вскармливании, не съедают больше 100-150 г. прикорма за одно кормление — это вариант нормы. Нельзя заставлять есть ребенка больше, чем он съел с удовольствием, вместо этого лучше дать этот продукт за два кормления.
8. В случае отказа ребенка от прикорма не надо кормить его принудительно, так как ребенок может отказаться вообще от всех продуктов. Можно предложить другой продукт (другого вкуса и / или консистенции) или тот же, но в другой день. Во время кормления необходимо, чтобы мама общалась с ребенком.
9. Каждый раз, после того, как ребенок получил прикорм, целесообразно прикладывать его к груди. Это поможет сохранить лактации, а ребенок будет чувствовать себя довольным.
10. Каждый следующий новый продукт прикорма должен состоять из одного ингредиента и даваться ребенку в течение не менее 5 дней, только после этого можно давать смешанный прикорм из этих продуктов. Никогда не вводится два продукта одновременно, так как, если у ребенка будет пищевая аллергия, вы не сможете определить, на что именно.
11. Новый прикорм вводится через 3-4 недели после введения предыдущего.
12. Прикорм должен быть свеже приготовленным, иметь нежную гомогенную консистенцию, от сливочноподобной к сметаноподобной (но не жидкой), с постепенным переходом с 8-10 месяцев до более «грубой» пищи, включая комочки, кусочки т.п. так, чтобы приблизительно к 10-12 месяцев малыш мог получать пищу с домашнего стола. Еда должна быть остуженной до температуры тела (36-37 ° C) Рекомендуется начинать введение прикорма промышленным детским питанием, поскольку оно готовится с соблюдением всех требований к приготовлению и со специально подобранных продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами. Хотя, при условии приготовления «домашней» еды ребенок быстрее привыкает к особенностям приготовления и рациона именно его семьи, но здесь особенно необходимо соблюдение правил гигиены.
13. Для облегчения привыкания ребенка к новым продуктам рекомендуется добавлять в продукты прикорма грудное молоко.
14. В случае появления признаков плохой переносимости продукта прикорма следует прекратить введение данного продукта прикорма и ввести другой. Такими признаками могут быть:
— аллергическая сыпь;
— кишечные колики;
— изменения характера стула (послабление, закрепление, появление слизи, крови)
— срыгивания и другие.

Нельзя вводит прикорм, если:

1) ребенок заболел;
2) в жаркую погоду;
3) во время проведения профилактических прививок (нельзя вводит новый продукт 1 неделю до и после очередной вакцинации)
4) срок годности продукта истек или правила приготовления пищи или условия хранения были нарушены.

Posted in: Полезное

Leave a Comment (0) →

Аллергические риниты у детей

Аллергические риниты у детей

Аллергический ринит у детей с каждым годом диагностируется все чаще, особенно у мальчиков. Этому способствуют не только ухудшение экологической ситуации , наследственность, но и плохие привычки родителей.

Аллергический ринит (АР) принадлежит к числу воспалительных заболеваний.

Принято выделять 3 формы заболевания:

  1. Острый (эпизодический) АР.  Такой насморк  является реакцией организма на единичный контакт с тем или иным ингаляционным аллергеном, например кошачьей слюной. Для него характерно быстрое  возникновение и самостоятельное исчезновение насморка после окончания взаимодействия с причинным фактором.
  2. Сезонный АР. К этой группе относятся сезонный и острый круглогодичный аллергические риниты, дающие о себе знать менее 4 дней в неделю.
  3. Круглогодичный АР. Эта форма недуга является результатом постоянного контакта с аллергенами, в роли которых чаще всего выступают перхоть живущих в доме животных, продукты жизнедеятельности клещей домашней пыли и т.д. Для нее характерно регулярное ежедневное возникновение симптомов заболевания в течение 4 недель и более

 

 

Риску возникновения аллергического ринита больше подвержены те дети, родители которых относятся к числу аллергиков. Более того, очень часто он развивается на фоне уже имеющегося у малыша атопического дерматита.

Причины аллергического ринита кроются в индивидуальной повышенной чувствительности организма к определенным «провокаторам»:

—  домашней или строительной пыли,
—  насекомым,
—  домашним животным,
—  плесневым грибам,
—  пыльце растений,
—  продуктам,
—  лекарственным препаратам.

 

Главные признаки аллергического ринита заключаются в следующем:

—  наличие обильных выделений из  носа;
—  постоянная заложенность носа, доходящая до полного прекращения дыхания;
—  неукротимые приступы  чихания;
—  отек слизистой носа;
—  наличие зуда в глотке, ушах, носу и ротовой полости.

На фоне таких выраженных внешних проявлений заболевания ухудшается общее состояние пациента. Очень часто больные жалуются на быструю утомляемость, раздражительность, плохой аппетит, потливость, плаксивость и расстройства сна, а врачи отмечают у них признаки интоксикации.

Кроме того, во многих случаях заболевание сопровождается конъюнктивитом той же природы, и пациенты в дополнение ко всему жалуются на слезотечение и дискомфорт в глазах.

Немедикаментозное лечение заключается в  устранении аллергенов, после чего все симптомы заболевания самостоятельно сходят на нет.

Суть  терапии состоит в следующем:

  • При аллергии на пыльцу деревьев, злаковых или сорных трав рекомендуется минимизировать время проветривания помещения и срок пребывания на свежем воздухе в течение всего периода цветения того или иного растения, а также стоит использовать кондиционеры не только дома, но и в автомобиле. Кроме того, необходимо купать ребенка сразу же после каждой прогулки, поскольку это будет способствовать удалению пыльцы с его волос и кожи. Идеальным вариантом элиминации пыльцевых аллергенов является путешествие на морское побережье на все время цветения растения. Также из питания больного изымаются все продукты, природа которых сходна с природой провоцирующего заболевание аллергена. Для каждого известного аллергена  разработан специальный перечень запрещенных к употреблению в течение всего периода обострения продуктов.
  • При повышенной чувствительности к  спорам плесневых грибов рекомендуется как можно чаще делать уборку в жилых помещениях, особенное внимание стоит уделять увлажнителям воздуха, вытяжкам, цветочным горшкам и т.д. Также родителям советуют регулярно применять фунгициды, но при этом следить за тем, чтобы препарат находился вне зоны досягаемости малышей, а сам больной и младшие дети не облизывали обработанные предметы.
  •  Пылевые клещи  и другие насекомые.  Необходимо вести постоянную борьбу с ними при помощи акарицидов (при аллергии на клещей) или инсектицидных средств (при аллергии на тараканов). Уборку помещения проводят с помощью пылесосов с НЕРА-фильтрами, а также стоит раз и навсегда избавиться от всех ковров и сменить обивку мягкой мебели на кожаную. Кроме того, необходимо не реже раза в неделю стирать все постельное белье в очень горячей воде (не менее 60 °С), а все постельные принадлежности заменить на гипоаллергенные или одеть в специальные противоклещевые чехлы.
  • При аллергии на животных стоит отдать проблемное существо родственникам, если же это невозможно по тем или иным причинам, нужно сделать все для того, чтобы животное не находилось в спальне ребенка ни одной секунды, ежедневно его купать и проводить уборку в помещении пылесосами с НЕРА-фильтрами. Но эффективность подобных мероприятий достаточно низкая по сравнению с удалением животного из дома. Тем не менее даже при отсутствии кота, собаки или грызуна симптомы аллергии могут сохраняться еще в течение 20 недель после его перевозки.
  •  Необходимо отметить возможность развития заболевания у детей раннего возраста в результате употребления пищевых аллергенов.  В таких ситуациях из питания ребенка на некоторое время устраняют вызвавший аллергию компонент, который можно аккуратно попробовать снова ввести спустя несколько месяцев или лет.

Но, несмотря на кажущуюся простоту решения проблемы, бороться с болезнью методом устранения аллергена нелегко. Более  того, иногда аллергический ринит у детей провоцируется не одним, а несколькими факторами, точно установить которые не всегда возможно. В таких случаях приступают к лекарственной терапии.

Приведем перечень медикаментов, применяемых в педиатрии, в порядке снижения их эффективности.

  • Местные (интраназальные) глюкокортикоидные препараты .  Средства этой группы безопасно и быстро борются с такими симптомами, как зуд, чихание, заложенность носа и насморк, но каждый из них имеет свои возрастные ограничения. Первые положительные сдвиги можно заметить на 2-3 день приема препарата, но максимальный эффект стоит оценивать только через 2-3 недели. Назначенное врачом средство следует принимать длительно, не боясь серьезных побочных эффектов и нарушений развития ребенка, поскольку общее действие на организм у подобных препаратов выражено очень слабо.  Для улучшения эффекта желательно перед впрыскиванием очередной дозы препарата очищать нос от слизи и пользоваться увлажняющими  средствами .
  • Антигистаминные препараты также хорошо устраняют все симптомы аллергического ринита у детей, включая отек слизистой носа. Их целесообразнее применять незадолго до ожидаемого контакта с аллергеном или в сочетании с интраназальными глюкокортикоидами при отягощении заболевания атопическим дерматитом или аллергическим конъюнктивитом. Как правило, назначаются  Цетиризин (разрешен к применению у детей от 1 года), Лоратадин, Эриус, Дезлоратадин (с 2 лет), Телфаст (после 6 лет).
  • Кромоны чаще всего применяются для устранения легких форм заболевания у детей до 3 лет, в более  старшем  возрасте они могут выступать в роли вспомогательного средства или использоваться в профилактических целях.
  • Сосудосуживающие препараты назначаются крайне редко из-за риска развития медикаментозного насморка. Чаще всего они необходимы для усиления действия других препаратов, но применять их стоит только по показанию врача и не более 5 дней.
  • Так же существуют и другие  препараты, профилактического характера.

 

Иммунотерапия (АСИТ)

Для лечения детей старше 5 лет может быть применена аллерген-специфическая иммунотерапия, которая дает потрясающие результаты как раз в таком раннем возрасте. Ее суть состоит в регулярном   введении по индивидуально разработанной схеме постоянно возрастающих доз  того аллергена, который провоцирует возникновение ринита. Как правило, иммунотерапия проводится при неэффективности немедикаментозных и медикаментозных методов терапии, а также в случае наличия серьезных нежелательных последствий после применения фармацевтических препаратов.
Подобную терапию назначает аллерголог, иммунолог.

В определенных случаях то, что принималось за аллергический ринит, на самом деле оказывается последствием искривления носовой перегородки, аденоидита, прогрессирования патологий придаточных пазух носа  (риносинусита) и т.д. Зачастую подобные нарушения исправляются хирургическим путем, поскольку консервативная терапия здесь бессильна.

Также операция может потребоваться больным с  вазомоторным аллергическим ринитом, который привел к увеличению носовых раковин, не обратимому другими способами.

По этим причинам хирургическое вмешательство иногда является единственно возможным вариантом лечения недуга.

Аллергический ринит у детей – очень неприятное заболевание, которое может привести к  серьезным  последствиям. Оно способствует резкому снижению социальной активности школьников, возникновению проблем с коммуникацией и даже отставанию от школьной программы за счет накапливающейся усталости и недостатка концентрации внимания. Кроме того, если этому заболеванию не уделять должного внимания, со временем оно может перерасти в бронхиальную астму, лечение которой сопряжено с большими трудностями. Чтобы этого не допустить, необходимо обращаться за квалифицированной медицинской помощью именно в тот момент, когда вы заметили первые симптомы заболевания у своего ребенка.

Posted in: Полезное

Leave a Comment (0) →
Page 6 of 7 «...34567