Записатись на прийом

info.kinderlab@gmail.com     044-574-93-36

Адаптировался ли ребенок к школе?

Адаптировался ли ребенок к школе?

адаптация3О проблемах адаптации ребенка к школе и детскому садику, расскажет психолог клиники «КиндерЛаб».

Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая и социально – психологическая адаптации.

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, от 20 до 60% младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. Особенно остро эта проблема стоит перед детьми с ЗПР (задержкой психического развития).

Для начала разберемся что есть что!? К физиологическим критериям, как правило, относят: постоянный ранний подъем и регулярно-сложенный режим рабочего и выходного дня, посещение внешкольных кружков (спортивного и общеразвивающего характера). Социально-психологическая адаптация – это то, как ребенок вошел в новоиспеченный коллектив, подружился ли он со своими сверстниками и учителями, какие чувства и желания испытывает по дороге в школу и домой, выполняет ли домашнее задание, прочее.

Различная подготовленность детей к школе (посещали или нет детский сад, подготовительные занятия к школе, другие общеразвивающие кружки), различное состояние их здоровья (наличие хронических заболеваний и перенесенных болезней «детского списка») означает, что в каждом отдельном случае процесс адаптации будет особенным и своеобразным. Продолжительность всего периода адаптации в среднем от 2 до 6 недель, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

В этот период многие родители и учителя склонны недооценивать период сложностей первоклассников.

Так, по наблюдениям медиков, многие дети худеют к концу первой четверти, снижается (признак утомления) или значительно повышается (признак переутомления) артериальное давление. Поэтому стоит прислушиваться к внезапно появившимся жалобам многих первоклассников на головные боли, усталость, сонливость и другие недомогания.

Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать так же капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения. Об этом не лишним будет помнить и необходимо знать родителям прежде, чем они будут упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих постоянных (или новопоявившихся) обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.

Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем или хронических заболеваний, в школе быстро утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка кажется им слишком тяжелой.

По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка на уроках в течение первых недель, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием экстремальных нагрузок на взрослый, хорошо тренированный организм, напряжение сердечно-сосудистой системы с напряжение сердечно-сосудистой системы космонавта в состоянии невесомости.

Несоответствие требованиям взрослых и возможностей ребенка ведут к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, резкому снижению учебной активности, работоспособности и развитию утомления.

Важно помнить: независимо от того, в каком возрасте ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития – кризис 7 (6) лет, или как его еще называют «кризис первого класса».

Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль «ученик». Это можно считать рождением социального «Я» ребенка. Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, при успешной адаптации к школьному обучению. О «внутренней гармонии» школьника можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, пришедших в школу, эта позиция еще не сформирована, затруднено формирование «чувства необходимости учения».

При столкновении с такими трудностями необходимо помочь ребенку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать (и желательно заранее) о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их выполнять. Можно поиграть дома с первоклассниками в школу, существующую только по правилам, которые нравятся только ему самому, или совсем без правил. В любом случае необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка, так как его эмоциональная жизнь отличается ранимостью, незащищенностью.

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка: негативные обобщения влекут за собой цепь неудач в учебе, что в дальнейшем может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в детстве самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний. Поэтому родители так же должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах — отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

Неприятным для родителей кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтам.

Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.

Таким образом, терпением стоит запастись! Чем меньше негативных эмоций Вы будете проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка (в любом возрасте), тем больше вероятность того, что все проблемы останутся в данном возрастном периоде.

Говоря о социально – психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу. Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

Через какое – то время родители таких детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнуться с их нежеланием ходить в школу, а так же с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т.д.

Продолжение темы читайте в следующих статьях!

Leave a Comment

Name*

Email* (never published)

Website